Капоэйра: что собой представляет, особенности, полезные советы

Танцующие люди непременно ассоциируются с праздником и легкостью. Но бразильское искусство капоэйра – не просто танец. Это смесь боевых приемов с изящными танцевальными движениями.

История возникновения танцевального боя

Начало свое капоэйра берет в южной части африканского континента. У рабов было мало развлечений. В редкое свободное время они пели и танцевали. На территории Боливии тогда были огромные заводы по производству резины. Рабам там приходилось не сладко, их часто избивали хозяева. На языке работников они назывались капоралами.

Идеей такого танца были ловкие движения раба, который уклоняется от плетей хозяина. Невольники не могли ответить силой, поэтому кроме скорости и ловкости им было нечем ответить

Танец получил широкое распространение. Так он попал на территорию Бразилии. В этой стране он был дополнен различными элементами боевых искусств. Окончательно утвердилось и его название – капоэйра. Танец нес идею призыва невольников к борьбе с рабовладельцами. Власти жестоко наказывали всех, кто практиковал капоэйру. В 1890 году президентским указом капоэйра была официально запрещена. Но искусство не умерло, его тайно практиковали и передавали навыки другим.

Человеком, привнесшим в массы это боевое искусство, считается Рейс Мачадо. К концу 1930 года он приложил все усилия, чтобы отменить существующие запреты. Он основал первую школу в 1932 году, где преподавалась академическая капоэйра.

Со временем появились различные стили. Искусство быстро распространилось по миру. Сегодня школы капоэйры можно встретить во многих странах, в том числе и в России.

история капоэйры
Что такое капоэйра?

Основные принципы и характеристики

Арена для боя в этом виде называется родой. При этом люди собираются в круг, в центре остаются двое бойцов.  Остальные поют песни и отбивают темп на барабанах.  В зависимости от стиля, движения в капоэйре могут отличаться. Но есть основные принципы, общие для всех видов.

  1. Жинга – основное движение ног. Это перемещение ступней назад по особой наклонной траектории. Движение является своего рода промежуточным.
  2. Бой в капоэйре называется игрой. Его главный принцип – уходить от ударов как можно красивее и быстрее.
  3. Искусство боя является бесконтактным. Но если идут не показательные выступления, а соревнования, спортсмены могут наносить сокрушительные удары ногами.
  4. За основу любого стиля взяты элементы акробатики.
  5. Капоэйра – единственный вид боевых искусств, в котором есть стойка на трех конечностях.
  6. Для ритмики игры любого стиля используется беримбау. Это музыкальный инструмент в виде своеобразного лука с длинным резонатором.
  7. Во всех течениях капоэйры есть обряд батизаду – посвящение в ученики.
  8. Система смены пояса не требует сдачи определенных нормативов. Судьбу присвоения нового статуса решает только тренер.

Для капоэйры основной идеей является воспевание человеческой силы и грации

Это боевое искусство самобытное, не имеющее ничего общего с другими. Действо имеет завораживающий характер. Танец, молниеносные замахи, ритм барабанов и песни – от такого микса просто захватывает дух.

спортивная секция
Принципы боевого искусства капоэйра

Современные школы капоэйры

Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.

Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:

  • историю капоэйры;
  • португальский язык;
  • аутентичную музыку и песни;
  • философию ведения боя.

Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.

красивое боевое искусство
Интересное о капоэйре

Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:

  1. Рэжионал. Отличается не только активными ударами ногами, но и руками, а также высокой скоростью движений и эффектными высокими ударам ногами. Основоположником стиля считается Рейс Мачадо.
  2. Ангола. В этом стиле характерны низкие переходы и использование различных подсечек. Главной целью боя в этом стиле является не противостояние, а диалог с соперником. Большое внимание уделяется духовному росту каждого ученика.
  3. Контемпоранеа. Этот стиль более современный. Он является совокупностью двух предыдущих.  Борьба происходит по нарастающему темпу.

Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы

Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.

Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео:

Что такое капоэйра

Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе.

«Научишься играть в роде, научишься играть в жизнь». Местре Корба Манса

Волшебное слово «капоэйра»

 В любом уголке мира можно встретить людей, которые под сопровождение странных на вид инструментов собираются в круг (роду) и начинают свою игру (жогу). Два игрока выходят в центр, и под ритмы музыки заводят боевой танец, сочетающий удары, перемещения, акробатику, демонстрируя себе и другим ловкость своего тела. Все это называется «капоэйра».
В любом уголке мира можно встретить людей, которые под сопровождение странных на вид инструментов собираются в круг (роду) и начинают свою игру (жогу). Два игрока выходят в центр, и под ритмы музыки заводят боевой танец, сочетающий удары, перемещения, акробатику, демонстрируя себе и другим ловкость своего тела. Все это называется «капоэйра».

Для кого-то это вид боевого искусства, для кого-то просто фитнес и приятное времяпрепровождение, а для кого-то волшебное слово... К примеру, в Израиле очень суровые пограничники. На паспортном контроле таможенники тщательно досматривали всех пассажиров. «Какова цель визита?» - спросили меня, отведя в сторону. «Мы приехали на фестиваль по капоэйре...», - ответил я робко. «О, капоэйра, это замечательно! Приятного путешествия!», - глаза сразу стали добрыми и приветливыми. Вот вам и «капоэйра».

Из истории

 Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как боевого искусства. Первые достоверные сведения о ней относятся к началу XVII века. Именно с этого времени в письменных источниках появляются первые упоминания о капоэйре.
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как боевого искусства. Первые достоверные сведения о ней относятся к началу XVII века. Именно с этого времени в письменных источниках появляются первые упоминания о капоэйре.

В 1500 году во время Великих географических открытий португальцы прибыли в Бразилию в поисках золота и дешевой рабочей силы. Но с местными дикарями они просчитались – рабы из них были никудышные, они либо умирали в плену, либо сбегали, но работали плохо. Пришлось наладить импорт рабочей силы из Африки. По некоторым данным, за всю историю в Бразилию было продано более 4 миллионов рабов из разных племен, стран и городов.

Невольники с Южного континента вели себя как нормальные люди: при каждом удобном случае сбегали от своих хозяев, прятались в джунглях, организовывали сопротивление. В их свободных поселениях «киломбуш» зародилось новое боевое искусство - капойэра - как оптимальный способ противостояния колонистам.

Именно тогда появились первые легенды о героях-капоэйристах, способных превращаться в животных, отражать удары и уходить от пуль португальцев. Одним из самых знаменитых был легендарный Зумби дос Палмарес - символ сопротивления и свободы для тех, кто воевал за отмену рабства в Бразилии. Зумби организовал множество набегов на португальские колонии, которые закончились полным фиаско для войск. Те, кто выжил после столкновения с беглыми рабами, рассказывали об их страшном боевом искусстве, в котором рабы привязывали к ногам ножи и махали ими так, что ничего нельзя было им противопоставить.

В XIX веке капоэйра ушла в подполье вместе с остальными проявлениями африканской культуры, которые были запрещены властью. Тех, кто практиковал капоэйру, грозились посадить в тюрьму на срок от 2 до 6 месяцев, для тех, кто её преподавал, наказание удваивалось.

Говорят, именно в то время капоэйра превратилась в танец. Для отвода глаз. Когда приближалась полиция, музыканты меняли ритм, и поединок капоэйристов мгновенно превращался в танец.

Направления и стили

В каждом регионе капоэйра развивалась по-разному, отсюда такое разнообразие стилей. Например, в Рио-де-Жанейро, где она формировалась исключительно как боевое искусство, ее обязательными атрибутами стали ножи, лезвия и палки. В штате Баия, где капоэйра превратилась в ритуал, к ней добавилась музыка, а звучание беримбау (однострунный музыкальный инструмент) стало обязательным для любого поединка.

Капоэйра Ангола - игра стратегов и хитрецов. Она подобна партии в шахматы, где один партнер создает ситуацию, из которой другой должен найти выход или ответить контратакой. Это медленная по ритму игра, где каждый может нанести очень быстрый неожиданный удар. Основоположником направления был мастер Местре Паштинья. Опыт и идеологию своего варианта капоэйры он передал в своей книге «Капоэйра Ангола». Его путь продолжили многочисленные последователи: «Мои ученики продолжают мое дело. Их глаза теперь мои глаза. Они знают, что должны продолжать. Знают, что капоэйра нужна, чтобы защищать человека. Что атаковать это не главное, главное — ждать. Хороший капоэйрист будет молить о пощаде у ног напавшего на него человека. Но при этом его глаза открыты, а его дух не спит».

Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» - посвящение и «форматура» - выпуск учеников.

Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.

Капоэйра муджиньо - игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.

Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.

Особенности современной капоэйры (по материалам московской школы «Реал Капоэйра»)

 Игра в кругу (рода) Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.
Игра в кругу (рода) Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.

Музыка Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).

Танец Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.

Акробатика. Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок - колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.

Пояс - не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.

Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное - найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование - желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.

Источник фото (5), (6) vk.com/realcapoeira

Капоэйрой называют боевое национальное искусство, возникшее на основе танца, и акробатики, игры и музыки, имеющее афробразильские корни.

История

До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.

С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.

ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.

Основные правила

До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.

Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.

Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.

Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.

Школы, стили, направления

Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников. Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом. Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ», стиль, названный «ангола», создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья. Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.

Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра. Стиль, который предложил Бимбо – режиональ – скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать. Замечено, что агрессивный режиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешенную анголу.

Инвентарь, используемое оружие

Традиционный костюм капоэйриста состоит из белых хлопчатобумажных брюк и майки с эмблемой школы. Цвет пояса (кардао) указывают на уровень мастерства спортсмена. Кстати, школы, которые не входят в состав Федерации, имеют свою расцветку поясов, отличаются и своими фирменными приёмами.

Техника капоэйры содержит и боевой раздел, где ученики изучают борьбу одного человека против нескольких противников, борьбу безоружного против вооружённого человека, борьбу со связанными руками. Имеется раздел по работе с оружием. Национальное и одновременно традиционное оружие капоэйриста – мачете, а поединок, где используется мачете – «мокелеле». Как и рода, он проходит под музыкальное сопровождение и пение. Кроме мачете, профи используют и специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием, не имеющим рукоятки. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы могут наносить очень серьёзные ранения на спине и груди. Когда-то рабы таким образом выясняли отношения между собой, но при этом совсем не хотели убивать друг друга.

Техника

Капоэйра – боевое искусство, поэтому его арсенал изобилует разнообразием ударов ногами, руками и головой. Техника богата контратакующими действиями, бросковыми элементами, уклонами и перемещениями. Первое, что бросается в глаза, во время поединка капоэйристов – акробатические движения. К примеру, сальто вперёд или назад бойцы используют для того, чтобы уходить от ударов соперника или во время подготовки собственной атаки.

В определённые моменты техника ударов капоэйры во многом схожа с прочими боевыми искусствами: как-никак придумать новые удары сегодня очень сложно, и всё же отличия имеются. Капоэйра в отличие от других ударных техник предполагает удары с опорой на ногу. Удары спортсмены наносят, как правило, в голову или туловище.

Что касается защитных действий и уклонов, они в каждой школе имеют свои особенности. Однако мастера-капуэйристы знают, что лучшая защита – постоянное перемещение чередующееся со сменой позиции, что, в конечном счёте, затруднит атаки противника. Причём большая часть перемещений – с опорой на руки. Капоэйра универсальна, так как даёт возможность обеим соперникам в течение нескольких мгновений перейти из защитного положения – в атакующее и наоборот. Немногие боевые искусства так органично используют акробатические движения, как капоэйра, – это украшение происходящего поединка.

Капоэйра сегодня является тем видом искусства, который находится под защитой ЮНЕСКО. Хотя на заре своего появления капоэйра считалась боевым видом, сегодня это завораживающая смесь танца, акробатики и бесконтактного боя.

Капоэйра: возникновение традиции

Примерно в 18 веке в Южной Америке и зародилась капоэйра. Она появилась на континенте вместе с чернокожими рабами. Иногда рабам удавалось сбежать от своих мучителей. Они добирались до индейских вольных селений, там тренировались, чтобы суметь дать отпор белым.

Согласно еще одной версии, рабы втайне от господ изучали боевые искусства, прикрывая свои уроки обычными танцами. Тем не менее в капоэйре есть следующие составляющие:

  • Культура африканского танца;
  • Элементы боевого танца «нголо».

Первым героем капоэйри в наше время является Зумби дус Палмарис. Этот чернокожий деятель долгое время был в оппозиции к правительству Бразилии, поэтому люди боготворили его. Также Зумби отлично танцевал капоэйру.

В 1888 году в Бразилии на правительственном уровне запретили рабство. Долгое время рабов содержали нелегально, затем рабство удалось искоренить вовсе. Бывшие рабы иногда собирались в группировки и мстили белым людям. Поэтому в первой конституции бразильского государства капоэйра считалась оружием и находилась под запретом.

В 1930 в нестабильной Бразилии свершился военный переворот. Так у капоэйры появилось более легитимное положение. Через два года в стране открылась первая официальная школа данного стиля. Ее основателем стал Местре Пастинья.

Откуда у танца такое название?

У индейцев гуарани термин «капоэйра» означает «поле, которое расчищают отжигом и вырубкой». Вполне возможно, что беглые рабы позаимствовали у индейцев метафору для обозначения своего боевого искусства.

С португальского похожее слово переводится, как «клетка для кур». В языке киконго это слово означает «драться», что прямо указывает на применение капоэйры в прошлом.

Стили и школы капоэйры

В мире существует немало школ этого причудливого и быстрого танца. Каждый основатель привносил в стиль что-то свое, делая его непохожим на других. Теперь капоэйра популярна во многих странах. Первые же ее школы имели следующие отличительные черты:

  • Капоэйра «Режионал». Улучшенная версия, сочетающая в себе техники из разных направлений. Основоположник – Местре Бимба;
  • Капоэйра «Ангола». Стиль находится ближе всего к танцам африканских рабов, считается традиционным направлением;
  • Капоэйра «Контемпоранеа». Новый тип капоэйры, где «Ангола» и «Режионал» смешаны между собой.

Сегодня данное направление не только имеет необычную историю, но и исполняется под абсолютно самобытную музыку. Живое сопровождение подразумевает использование беримбау, который выглядит, как лук и резонатор в комплекте к нему. Еще игра на инструменте сопровождается народными песнями: ладаньями, шула и корридуш.

Вступление в песне может напоминать притчу или рассказ. Далее ритм убыстряется. Обычно, первую песню поет сам мастер, танцоры в это время просто сидят друг напротив друга.

Движения в капоэйре

В мире довольно мало мастеров, способных применять контактный вид капоэйры. В основном, в танце применяется бесконтактный метод ведения боя. Все движения выполняются максимально низко к земле, используются перевороты в воздухе и иные акробатические этюды.

Джингой в этом танце называют непрерывное перемещение. Стоять на месте нельзя, нужно выполнять стойки на руках, имитировать удары ногами, все это происходит под музыку, поэтому необходимо попадать в такт.

Мастерство спортсменов оценивается по особой системе, где за самой чистое исполнение можно получить платок определенного цвета. Сначала для новичка проводят церемонию посвящения. Затем ему присваивают степень «апелиду». Далее можно достичь уровня «формадо». После можно помогать мастеру, если уже есть уровень «местре-шарангейру». Далее идут звания «контра-местре» и «местре». Это наивысшие ступени, после прохождения которых, можно открыть собственный образовательный центр.

Школа «Ангола» не практикует присваивания рангов, и посвящения там тоже нет.

Зато в любом стиле данного танца есть нагрузка на организм, растяжка мышц, упражнения на выносливость, тренировка координации и умения постоять за себя.

Такая система способствует всестороннему физическому развитию танцора. Но и о духовном пути в капоэйре тоже помнят. Для развития души танцоры учат португальские песни, изучают особую философию, историю и полезные притчи.

Недостатки и достоинства капоэйры

За пределами Бразилии и Португалии сложно купить форму для занятий. К тому же, в Европе мало мастеров, способных по-настоящему обучить этому делу.

Еще одним недостатком такого спорта можно считать условия получения очередного ранга. Здесь необходимо не только знать все движения, но и петь, а также играть на музыкальных инструментах.

Гибкость – отличное преимущество танцора, но, если природа обделила этим качеством, придется заниматься дополнительно. Да и поездки по всему миру стоят не дешево. Все вышеперечисленное можно отнести к минусам капоэйры.

К ее плюсам относят отличную физическую форму танцоров, повышение собственной самооценки, развитие коммуникабельности, общение с единомышленниками, драйв от самого танца.

В современной капоэйре нет агрессии. Это единоборство считают самым мирным. В капоэйру именно играют, так как в данном направлении смешано много стилей и аспектов.

Капоэйра – это семейный вид спорта, где возраст и комплекция не имеют значения. Благодаря спокойным стилям в этом жанре могут участвовать и пожилые люди, и маленькие дети. Капоэйра является целым миром для тех, кто ей увлекается. Ведь там есть свои правила, традиции и общие интересы. Знатоки говорят, что капоэйра сочетает в себе фитнес, кардио, растяжку и силовые упражнения. Она кажется идеальной и очень зажигательной, поэтому с каждым годом у этого единоборства появляется все больше приверженцев.

© oneinchpunch / ru.depositphotos.com

В статье рассмотрим такое бразильское боевое искусство как капоэйра. Это достаточно древнее учение с богатой историей, характерными особенностями и достоинствами. Обозначим основные аспекты, связанные с этим боевым искусством в настоящее время, и какие традиции чтутся до сих пор.

История возникновения капоэйры

Боевое искусство капоэйра имеет корни, происходящие из Африки и Бразилии. Основной отсчёт истории этого единоборства был начат с момента открытия конкистадорами территории Бразилии. Существует немало споров, зародилась ли капоэйра в Бразилии в виду развития культуры и традиции привезённых туда рабов из Африки? Или же наоборот это течение возникло уже на территории Бразилии под влиянием попавших туда африканцев. История развития капоэйры была сложной, т. к. она часто подвергалась запретам, гонениям и репрессиям. Какое-то время капоэйра ассоциировалась только с преступным миром.

Однако с открытия первой школы традиционной капоэйры в сороковых годах двадцатого века весь негатив и предрассудки, связанные с этим учением, остались в прошлом. Началась активная популяризация и развитие капоэйры, она стала укреплять свои позиции как вид спорта.

базовая техника капоэйро

© fredpinheiro.hotmail.com.br / ru.depositphotos.com

Правила боевого искусства

Капоэйра - это полноценное боевое искусство, по уклону в физическую и философскую составляющую, оно не уступает, например, бразильскому джиу-джитсу. Это весьма многогранное учение, которое совмещает в себе традиции, философию, танец, боевое искусство, бразильскую музыку и песни.

К основным правилам и особенностям капоэйры можно отнести такие моменты:
  • несмотря на наличие танцевальных элементов, первостепенное значение каждого движения в капоэйре - это акт нападения или же обороны;
  • техника уходов не только тренирует реакцию, но и является традицией;
  • игра в капоэйре это дело для двоих, её поочередное выполнение напоминает диалог бойцов друг с другом, но при помощи движений, а не речи;
  • использование акробатических элементов может выполняться как самостоятельное действие, так и в качестве ухода от ударов. Важным требованием является соблюдение регламентированной дистанции между участниками в соображениях безопасности. При игнорировании правил и техники безопасности, акробатические элементы в капоэйре могут быть опасны для обоих участников;
  • музыкальные инструменты задают скорость и характер игры, очень важно правильно чувствовать ритм и соответственно двигаться;
  • большая подвижность это залог успеха, именно так удастся запутать противника и нанести атаку.

Стили и школы

Современная капоэйра имеет несколько направлений. Основными отличиями между ними являются не только практикуемые техники, но также скорость, манера, ритм осуществления движений и многое другое.

Стили и школы капоэйры представлены в настоящее время четырьмя основными вариантами:
  1. Режионал – мало используемый стиль. Характеризуется уникальным комплексом бросков и ударов, высокой скоростью движений, акробатическими трюками. Отличительной чертой является полный уход от нижних ударов, применение только высоких ударов.
  2. Ангола – этот стиль проистекает из африканских традиций. Характеризуется тем, что бои бесконтактны, главной целью которых является выведение соперника из равновесия или демонстрация навыков. Здесь боевой составляющей уделяется меньше внимания, акцент совершается на физическую подготовку.
  3. Контемпоранеа – весьма современный стиль. Характерен большим количеством акробатических элементов, некоторые техники заимствованы из восточных единоборств. Этот стиль является смешением нескольких школ, он выделяется тем, что бойцы делают стойки на руках, низкие переходы, высокие удары и т. д.
  4. Миудинью – этот стиль исключает бой, участники здесь постоянно уходят от ударов при помощи вращений. Это достаточно веселый, но рисковый стиль, т. к. участники вращаются в непосредственной близости друг от друга на высокой скорости и двигаются с большим ритмом.

Основные движения в капоэйре

Поскольку капоэйра это, прежде всего, боевое искусство, то здесь можно встретить удары ногами, головой и руками. Здесь можно увидеть множество контратакующих движений, уклоны, перемещения, бросковые элементы. Акробатическая составляющая занимает особое место, поскольку благодаря ей бойцы могут как уходить от ударов, так и подготавливать собственную атаку.

Все движения и базовые элементы капоэйры делятся на несколько групп. Удары наносятся достаточно эффективно и представлены в большом количестве. Уклоны и защита очень важны, освоение этих техник даёт возможность не только избежать удара, но и подготовиться к контратаке, характерным является тот момент, что в капоэйре удары не блокируются. Красивые, пластичные, быстрые перемещения – это неотъемлемая часть боевого танца, используемая в различных целях. Акробатика – это главная особенность капоэйры, придаёт техникам универсальности, а поединку зрелищности.

стиль капоэйро

© MaciejBledowski / ru.depositphotos.com

Правильная техника

В большинстве моментов техника капоэйры похожа на многие другие боевые искусства, особенно это заметно в ударных техниках. Однако имеются и некоторые различия. Основным из них является то, что в капоэйре, в отличие от большинства иных единоборств, ударные техники преимущественно подразумевают удары с осуществлением опоры на ногу. При этом удары зачастую наносятся в туловище или в голову. Некоторые техники и стили подразумевают использование высоких и низких ударов, их комбинирование, другие же могут частично исключать такие элементы.

В каждой школе защитные техники и движения могут в значительной степени различаться, иметь особенности. Общим моментом и сходством является принцип того, что лучшая защита – это постоянное перемещение с чередованием позиций. Главной задачей таких манёвров является избежание ударов и затруднение атак противнику. В отличие от атакующих, ударных техник, где упор осуществляется на ногу, в защитных техниках подавляющая часть движений выполняется с опорой на руку.

Таким образом, капоэйра очень универсальна и подвижна, буквально за несколько мгновений боец может переменить свою позицию, сменить атакующее положение на защитное и наоборот. Акробатические элементы не только украшают поединок, но и придают ему больше живости, подвижности, ритма.

Используемое оружие и инвентарь

Одежда занимающихся состоит из хлопчатобумажных брюк белого цвета и майки, на которую наносится эмблема школы. Также используются пояса, цвет которых указывает на уровень мастерства обладателя.

Традиционным и национальным оружием для капоэйриста является мачете. В зависимости от школы и изучаемой техники, ученики могут осваивать способы борьбы против нескольких человек, без оружия против вооружённого, бои на мачете и даже особенности боя с завязанными руками.

В статье был рассмотрен такой вид боевого искусства как капоэйра. Это единоборство характеризуется большой подвижностью и относится к категории боевых танцев. Здесь совершается не только упор на физическую составляющую, но также имеется глубокий философский смысл. Таким образом, это не только красивое в исполнении, но и весьма эффективное боевое искусство, что в настоящее время приобрело немалую популярность.

Добавить комментарий